mercator100 (mercator100) wrote,
mercator100
mercator100

Транквилиум




Это – параллельный мир. Мир, в чем-то бесконечно близкий нашему и в чем-то – отчаянно далекий. Однако, как говорят, «есть миры и миры, и есть между ними двери». И одна из дверей, увы, ведет в мир наш. Всего-то – в 1983 год. В страну – нашу, 1983 года. Комментарии излишни. Плохо? Да. Но, что еще хуже, двери существуют для того, чтобы их открывать. И открыть их может КТО УГОДНО...

Застывший мир красоты и чести, парусников, револьверов и паровозов — существует в пространственном кармане, в континууме непонятной топологии, где земля плоская, а до края мира невозможно добраться. Возможно, этот пузырь создали атланты, спасаясь от космической катастрофы, может быть, он задуман для технического обслуживания иных миров или корректировки земной истории — не столь важно. Между Транквилиумом и Землей есть проходы, они расположены в России и Америке, а потому заселена территория мирового отстойника выходцами из этих стран. Спецслужбы Соединенных Штатов странным образом закрывают глаза на деятельность скаутов, уводящих людей в никуда. А Советские ГПУ-КГБ не дремали: ведь странная территория Транквилиума — ресурс, которым нельзя пренебречь. Это и поле социального прогрессорства, и колоссальный бункер на случай мировой войны. И вот в романтическом гриновском мире появляются революционные агитаторы, идут тайными тропами караваны с оружием и наркотиками, населением овладевает зуд реформаторства, и недалеко уже до вторжения танковых колонн.
Лазарчук играл в эту игру два года, с 1993-го по 1995-й. Изобразил конспирологическую версию конца советской истории — с покушением на Андропова, с инициацией Перестройки. Создал эпос, проследил многолетний путь множества людей — с переплетением судеб, с любовью, изменами, смертью, войнами, спецоперациями и великим множеством тайн. Придумал массу ситуаций, изобразил колоссальное количество персонажей в невероятном числе локаций, так что роман его, что ни говори, безусловно, шедевр. Однако придется он отнюдь не всем, и это закономерно.
Лазарчук — писатель, гениально умеющий обходить недостатки собственной техники. Обращать эти недостатки в достоинства у него получается хуже. Поразительное воображение, изобретательность, чувство языка, лексическое богатство, вкус, умение строить и сопрягать сюжетные линии — всего этого в избытке. Но представить и передать то, что происходит в голове и в душе отдельно взятого человека, он не в состоянии. И он не способен к последовательному повествованию. У Андрея Геннадьевича тот же выдаваемый за достоинство изъян, что и у большинства современных отечественных режиссеров: он клипмейкер. Он может делать красивейшие многосмысленные сцены, и его романы превращаются в калейдоскоп таких отрывочных сцен. Это безумно интересно рассматривать, однако цельное впечатление не получается, разваливается. В иных случаях (как в «ВСДО») спасает и сливает все воедино ударный финал. В «Транквилиуме» такого не произошло. Это, может быть, лучший роман автора, но он предназначен для длительного освоения, для медленного чтения, для возвращения и повтора. Кажется, там можно отрыть массу ускользнувших мотивов, потаенных нитей, разгадок. Любой кусочек сам по себе замечателен. Но чтобы слепить их воедино, нужно стараться.
Радует концовка. Житеолям Транквилиума удалось закрыть дверь в мир КГБ.
Источник - Интернет.
Tags: транквилиум, фантастика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment