mercator100 (mercator100) wrote,
mercator100
mercator100

Георгий Вицин. Жизнь по своим правилам

Он остался в истории советского кино как гениальный комик. Но разглядеть себя настоящего не дал.

Он вышел на сцену, чтобы избавиться от застенчивости. Хочешь  победить собственную робость – притворись кем-то другим, надень маску. Это Георгий Вицин понял еще в детстве. То, зачем люди обычно идут в артисты – слава, поклонники, аплодисменты – все это было ему совершенно безразлично.

СОВСЕМ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК

По документам Георгий Михайлович Вицин появился на свет в 1918 году в Петрограде. На самом деле Вицин был на год старше и родился в финском городке Терийоки, ныне это российский Зеленогорск.

Гоша часто болел, учился на тройки. Мальчик рос худым и очень стыдливым. Неожиданно в 12 лет Гоша записался в школьный театр. Ему прилепили бороду, надели парик и выпустили на сцену. Гоша был абсолютно счастлив, ведь в гриме он стал другим человеком.

В 1934 году Вицин поступил в театральное училище, но через год был отчислен. Официальная формулировка: «За нарушение учебной дисциплины». Оказалось, парень не посещал занятий по политинформации – ему это было неинтересно. Однако ниже, в приказе на отчисление, было сказано, что студента Вицина принимают в Школу-студию МХАТ. Сам Николай Хмелев взял студента на поруки.

ЛЮБОВЬ ЗРИТЕЛЕЙ

Ему пророчили будущее драматического актера, но кино сделало Вицина комиком. Во всем виноват фильм «Пес Барбос и необычный кросс». Если бы Георгий Михайлович не сыграл Труса, то стал бы Гамлетом. Пробы на эти роли шли одновременно. Однако съемки у Гайдая начались раньше, в итоге Гамлета сыграл Смоктуновский, а Вицин стал Трусом.

«Когда он хотел привлечь к себе внимание, он так натягивал улыбку, как маску. Не могу сказать, что он притворялся, но мгновенно входил в образ, и его сразу узнавали, кричали ему. Все его воспринимали как персонажа, а он был не такой. Он любил зрителей, и они его любили. Хотя не думаю, что он любил этот образ», говорит народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич.

Роль Труса Георгий Вицин сыграл семь раз. После он стал Хмырем в «Джентльменах удачи», пьяным папашей в комедии «Не может быть». Менялись имена персонажей, фамилии режиссеров, но роль оставалась прежней – смешной простачок, выпивоха. Драм и трагедий Вицину играть уже не предлагали.

Со временем зрители привыкли к персонажам Вицина. Многие стали думать, что актер не просто блестяще играет алкоголиков, но и сам любит выпить. В жизни же Вицин и капли в рот не брал.

ЙОГА

Для популярного на всю страну артиста у Вицина было слишком много странностей. И все они выдавали в нем аскета, а не прославленного, любимого миллионами актера. Не пьет, не курит, мяса не ест, а в перерывах между репетициями стоит на голове.

О том, что Вицин – йог, знали все коллеги. Он жил по своему особенному распорядку. Каждый день, даже на гастролях и в командировках, по утрам сидел в позе лотоса, отказывался от лекарств и почти ничего не ел.

«Мы однажды на полянке все собрались, и он стал нам рассказывать, что стоит за этим учением. Это целая наука, и он очень серьезно к этому относился. То, что он стоит на голове было как данность. Надо было к этому относиться с уважением, так к нему и относились», вспоминает народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова.

Йога для Вицина – не просто диета и упражнения, это философия, которая совпала с его собственными взглядами на жизнь.

Фото: Александр Коньков, ТАСС

БЕЗ ВОЗРАСТА

Йога, диета, образ жизни держали Георгия Вицина в прекрасной физической форме. Это позволяло ему работать без дублеров. Каскадерские трюки Вицин выполнял всегда сам, во всем стремится к совершенству. Ради кино он научился кататься на водных лыжах, играть в футбол и даже боксировать.

Спартанский образ жизни сделал Вицина не только физически выносливым человеком, но и «актером без возраста». Вицин до старости удивительно молодо выглядел. Казалось, он вовсе не стареет.

Десятиклассника Васю Веснушкина в картине «Запасной игрок» актер сыграл в 37 лет, а двадцатилетнего Бальзаминова почти в 50. Единственное ухищрение: Вицин сам себе подрисовывал веснушки – маскировал морщинки. Кстати, роль Бальзаминова – одна из самых желанных работ Вицина. Сыграть  в пьесе Островского он мечтал еще в Школе-студии МХАТ. Осуществить мечту удалось 30 лет спустя.

На протяжении многих лет Вицин изображал на экране Труса. Однако в жизни Георгий Михайлович был смелым человеком. Во время съемки «Женитьбы Бальзаминова» Вицина чуть не разорвали собаки.

«Привезли трех огромных собак – как телята сами и головищи как у львов, – вспоминает Татьяна Конюхова. – Мы вошли с Георгием Михайловичем в клетку. Я должна была тихонечко отодвинуть задвижку, чтобы сначала куры выбежали большой стаей, а за ними гналась собака. А он должен был взобраться на стог сена. И вот начинает Георгий карабкаться, но что-то идет не так, он соскальзывает вниз. Куры кудахчут, и собака пытается схватить. Тут я его под попку подсадила и втолкнула. Он еще подшучивал, мол, чего страшного – она ж за курами гоняется. Невозмутимо так, может, он мантры какие произносил, не знаю».

СТРАСТИ-МОРДАСТИ

«Мой дом – моя крепость», считал Вицин. В его квартире не было гостей. Не пускал Георгий любопытных и в личную жизнь. А между тем там кипели шекспировские страсти. Он пользовался успехом у женщин, ведь такого актера нельзя было не заметить.

В 1936 году знаменитую театральную студию в Москве, руководителем которой был народный артист Николай Хмелев, потрясла новость. От режиссера ушла красавица-жена, актриса Дина Тополева. Причем ушла она к молоденькому актеру. Отчаянному влюбленному Георгию Вицину тогда было 18 лет, а Дине – 35.

«Она была намного старше него. Но это была женщина, которая его любила, опекала, спасала и отпустила, когда он встретил свою главною любовь. Но об этом нужно говорить очень осторожно, это было личное, глубоко его», – говорит актер театра и кино Владимир Андреев.

Увести жену у руководителя труппы для актера это смертельный номер. Но чувства окрыляют и придают смелости. Дина Тополева и Георгий Вицин прожили в гражданском браке почти 20 лет.

В 1952 году Георгий Вицин познакомился с племянницей знаменитого советского селекционера Тамарой Мичуриной. Через четыре месяца они поженились. Жили в коммуналке на Чистых прудах. Вскоре у молодых родилась дочка Наташа. Когда девочка выросла, решила стать художником.

ОТШЕЛЬНИК

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак», часто повторял Вицин. Бродячие собаки собирались возле его дома каждое утро, ждали, когда актер выйдет их покормить. На свои небольшие заработки он покупал хорошую колбасу и скармливал ее бездомным собакам.

В одном из интервью дочь Вицина Наташа рассказала, что Георгий Михайлович не любил солнца, но обожал шторм. Предпочитал отдыхать на море в некурортное время. По пляжу гулял, когда там не было никого из отдыхающих только он и птицы.

«У него всегда в кармане были грецкие орехи, – вспоминает Владимир Андреев. – Он мог любого угостить, если кто-то хотел. Но эти орехи и семечки он носил еще и для того, чтобы выходить и во дворе театра  кормить голубей, ворон и воробьев. Он выходил и наблюдал, как городские вороны учат летать своих птенцов. Рассказывал, как вороны очень мудро в луже размачивают сухарь, а потом своим клювом и головой под крыло подталкивает птенца и заставляет его летать. Он об этом мог очень образно рассказывать».

СВЯТОЙ

Вицин жил скромно для именитого артиста. В отдельную квартиру из коммуналки Георгий Михайлович переехал только в 50 лет. Последние годы жизни провел с женой в крошечной двухкомнатной квартирке и был счастлив.

Большого богатства Вицин не нажил. Однако и не бедствовал, как писали газеты после его смерти. В роскоши никогда не жил, не потому что не смог себе этого позволить, просто не хотел.

Последние семь лет жизни Вицин нигде не снимался и не играл. С окружающими либо не шел на контакт, либо отшучивался. Откровенно почти ни с кем не говорил.

«Вообще он был очень одинокий человек и всей этой популярности боялся, не хотел и последние дни он не подпускал к себе. Когда я стал руководителем театра, у нас с ним был серьезный разговор. Я ему предлагал прийти в этот театр, чтобы стать почетным членом труппы, но он сказал, что просто так получать зарплату не может, а играть не хочет», – говорит народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич.

Актер Георгий Вицин остался в истории советского кино как гениальный комик. Но разглядеть себя настоящего не дал, не позволил, не захотел посчитал ненужным. За всю свою жизнь Георгий Вицин не дал ни одного интервью, предпочитая популярности и славе жизнь в собственном мире, по своим законам и правилам.

Tags: вицин, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment